Роль питьевой воды в жизни школьников

16 ноября 2015

Вода жизненно необходима всем людям, как взрослым, так и детям. Детям – особенно! Эта истина известна давно, об этом часто говорят с экранов телевизоров и пишут в газетах. И тем не менее, мало кто следит за тем, достаточно ли ребенок употребляет жидкости в течение дня, что он пьет и пьет ли вообще.


Чтобы с ранних лет сохранить здоровье, маленькому человеку необходим режим, правильное питание и достаточное количество питьевой воды. Кроме того, чтобы употребление воды приносило пользу, врачи-педиатры настоятельно советуют уделять больше внимания качеству питьевой воды, так как этот фактор оказывает значительное влияние на состояние всего организма в целом.


Научно доказано, что ребенку с младенчества требуется определенное количество воды ежедневно, особенно в теплое время года. Без достаточного употребления воды организм малыша замедляет свое развитие, ребенок рискует получить обезвоживание, ухудшается деятельность всех жизненно важных органов, организм слабеет, снижается иммунитет, наблюдается вялость.


Школьные учителя часто жалуются на отсутствие у детей здорового энтузиазма на уроках, заинтересованности, они характеризуют состояние многих современных школьников как сонное и вялое, жалуются на невнимательность, неспособность детей сосредоточиться, от чего страдает успеваемость, ребята с трудом усваивают школьную программу. Любопытно, но часто причины такого состояния детей в школе ищут в чем угодно: в сложностях психологии школьников, их увлечении компьютером, плохом сне и т. д., но только не в нехватке в подрастающем организме воды. А ведь всем известно, что человек более чем на 80 % состоит из воды, и не учитывать этот факт нельзя. Учеными были проведены исследования, в ходе которых доказано, что даже минимальное снижение количества воды в организме человека приводит к снижению его работоспособности почти на треть. Вывод из этого простой: нынешнее плачевное состояние школьной успеваемости связано с малым употреблением воды детьми или же употреблением воды плохого качества.


Тем не менее большинство российских школ не имеют в наличии питьевой воды надлежащего качества. Школьные столовые располагают только чаем, кофе, компотами и газированными напитками, и у ребенка нет возможности в школе попить простую воду.


Вот и получается, что жидкости дети выпивают много, но это, как правило, различные подслащенные напитки, употребление которых не только не приносит пользы, а скорее наоборот, наносит вред. Сладкая газировка содержит большое количество углеводов, поэтому она способствует быстрому увеличению веса. В школе ребенок мало двигается, и потому с легкостью накапливает лишние жировые отложения. Употребление такого питья, кроме того, разрушает эмаль зубов, вызывая возникновение кариеса, препятствует усвоению кальция, что особенно опасно для растущего организма, так как рост костных тканей при этом замедляется. Общий же недостаток воды в организме приводит к расстройству работы кишечника и мочеполовой системы. Причину, так сказать, нервных расстройств тоже нужно искать в первую очередь здесь: нередко уменьшение употребления питьевой воды приводит к снижению способности школьника сосредоточиться, он теряет активность, ему хочется спать, пропадает интерес к занятиям.


Но хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на то, что употреблять в качестве питьевой воду из водопровода нельзя! Вода должна быть только хорошего качества. А на деле во многих школах можно наблюдать картину, когда школьники пьют холодную воду из-под крана, подвергая свое здоровье при этом прямой опасности.


Вред от питья воды плохого качества можно сравнить с табакокурением и употреблением спиртных напитков. Кроме того что вместе с некачественной водой в организм ребенка проникают вредные микроорганизмы, вызывая диарею и заболевания желудочно-кишечного тракта, такая вода становится еще и поставщиком химических соединений, наносящих вред молодому неокрепшему организму.


Известные факты, что концентрация в воде нитратов, не представляющая угрозы для взрослого человека, может вызвать у ребенка серьезное заболевание крови, спровоцировать кислородное голодание всего организма в целом, а употребление воды, насыщенной «химией», может привести к возникновению рахита. Именно потому, что дети сильнее подвержены воздействию вредной окружающей среды и для них последствия могут быть гораздо страшнее, чем для взрослого человека, мы и обращаем ваше внимание на качество питьевой воды.


Как же помочь нашим детям вырасти здоровыми, уберечь их от вредного воздействия «неправильной» воды? Прежде всего, проследите, чтобы ваш ребенок употреблял питьевую воду хорошего качества. Она должна быть обогащенной кислородом и чистой, то есть не содержать вредных химических примесей и излишнего количества минералов.


Да, в школах сегодня такой питьевой воды пока нет, но родителям не стоит ждать, пока изменится обстановка в образовательных учреждениях, и стоит самим позаботиться о здоровье своих детей. Каждому классу под силу установить в своем кабинете кулер для питьевой воды - это совсем не дорогое удовольствие, стоящее порядка пяти рублей в день на одного ребенка. На газировку многие дети тратят в среднем раз в десять больше.
Есть еще такой вариант решения задачи по обеспечению ребенка питьевой водой – это снабжение его ежедневно водой в бутылках. Тут есть определенные минусы: придется увеличить вес и так нелегких портфелей наших школьников, ведь бутылку с водой ребенок будет носить с собой весь день.


Дома тоже нужно соблюдать питьевой режим и обеспечивать ребенка достаточным количеством питьевой воды. С утра, сразу после пробуждения, полезно выпить стакан воды натощак. Это простое действие поможет телу проснуться, почувствовать себя бодрым, запустить работу кишечного тракта.

Такая культура употребления воды должна прививаться ребенку с детства. Ваша обязанность объяснить ему, что употребление хорошей воды в нужном количестве – это не мелочь и не ваша прихоть. Попробуйте донести, что нарушение водного режима может плохо сказаться на его успехах в школе и в спорте, на красоте и здоровье в целом. Но важнее всего показывать все это на собственном примере, тогда и навязывать ничего не придется, так как для ребенка это будет в порядке вещей.